История развития СФЕРЫ сервиса Печать
08.06.2011 06:53

Сфера услуг как особый вид экономической  деятельности появилась на самых  ранних этапах развития человечества. Ее развитие определялось прогрессом материального производства – возможностью для общества содержать людей, которые непосредственно не производят материальных благ. Вплоть до середины 20 в. сфера услуг считалась относительно второстепенной экономической деятельностью. Перелом произошел в эпоху НТР. Не случайно многие обществоведы называют зарождающееся постиндустриальное общество сервисным. Если ранее степень развития сферы услуг зависела от успехов материального производства, то теперь, наоборот, материальное производство зависит от развития сервиса. Скажем, выпуск нового вида любого материального товара требует предварительных маркетинговых исследований и рекламной кампании. Изобретение новых, наукоемких товаров невозможно без участия научных работников и подготовки системой образования высококвалифицированных специалистов. Именно отрасли сферы услуг (наука, образование, Интернет-торговля и т.д.) стали главными направлениями научно-технического прогресса.
В зависимости от того, в чем именно проявляются услуги, сферу сервиса  чаще всего условно подразделяют на два подсектора:

  • производство материальных услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и прочее.);
  • производство нематериальных услуг (управление, деятельность армии и органов безопасности, образование, здравоохранение, наука, искусство, шоу-бизнес, социальное обслуживание, маркетинг, аудит, кредитование, страхование и т.п.).

Постоянно растет потребность в высококвалифицированных специалистах, способных принимать решения, управлять людьми и технологическими процессами в сервисной среде. Об этом свидетельствуют цифры статистики, приведенные на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика занятости экономически активного населения в сфере сервиса