С 1996-1997 учебного года в средних общеобразовательных школах Республики Беларусь введен новый курс «Вселенная» в V - VI классах. Это новый интегрированный курс естественнонаучного направления, предназначенный заменить на начальных этапах обучения курсы физики, химии, биологии, астрономии. Он рассчитан на 136 учебных часов (2 часа в неделю).
Новый курс раскрывает учащимся единую и цельную картину мира, знакомит со многими физическими, химическими, биологическими, географическими и астрономическими понятиями и явлениями, устанавливает глубокую связь между естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами, удовлетворяет познавательный интерес подростков. Курс готовит учащихся к переходу от простых и привычных к более сложным явлениям и процессам. В его содержании рассматриваются основные понятия — время, пространство, материя. Учащиеся знакомятся с неограниченной областью величин — от необъятно больших до бесконечно малых, узнают о приборах и расширении с их помощью возможностей наших органов чувств. Учащиеся получают представление о строении вещества и его агрегатных состояниях, атомах и молекулах, разных видах атомов (элементах), химических веществах. Рассматриваются наиболее известные физические, химические, биологические и географические процессы. Изучается живая природа, отличие живого от неживого; даются начальные географические сведения. Подчеркивается неразрывная взаимосвязь «природа — человек и общество», их непрерывное изменение и развитие. Особое внимание уделяется экологическим проблемам, имеющим важное значение, в частности, для Беларуси.
Уже на первом этапе изучения данного курса у учащихся формируются элементы научного мировоззрения, которое получает дальнейшее развитие в последующих классах при изучении предметов естественнонаучного направления. Таким образом, курс «Вселенная» обеспечивает требуемую связь в непрерывном обучении естественных дисциплин в младших классах и их систематическом изучении в старших. Для систематического изучения физики данный курс можно считать пропедевтическим. Знания и умения, приобретаемые при изучении курса «Вселенная», должны служить исходными знаниями и умениями базового физического образования.
Тем не менее, подготовка учителей к преподаванию данного курса в настоящий момент осуществляется слабо. Не хватает также соответствующей методической литературы и учебников.
Анализ программы курса «Вселенная» показывает, что не менее 50% его содержания составляют вопросы физики и астрономии. Оставшаяся часть примерно поровну разделена между химией, биологией и географией. Поэтому предполагается, что изучение этого курса в школе будет обеспечиваться несколькими преподавателями предметниками: учителя физики, биологии, химии и географии будут обучать школьников по соответствующим разделам программы. В этом, как всегда, есть и положительные, и отрицательные стороны. Положительная сторона в том, что каждый раздел будет изучаться под руководством специалистов, глубоко владеющих именно этими вопросами; отрицательная сторона в том, что элементы естественных наук будут изучаться изолированно друг от друга, что не способствует формированию в сознании у учащихся единой целостной картины окружающего мира. В этой связи представляется целесообразным, чтобы курс «Вселенная» вел один, специально подготовленный преподаватель.
Анализ межпредметных связей свидетельствует о том, что физика является наукой наиболее тесно связанной со всеми остальными естественными науками. Физика изучает простейшие и вместе с тем наиболее глобальные закономерности явлений природы, строение и свойства материи, законы ее движения, Поэтому понятия и законы физики лежат в основе всего естествознания. Тесная связь физики с другими областями естествознания привела, к тому, что, по словам С.И.Вавилова, физика крайне прочно корнями вросла в астрономию, геологию, химию, биологию и другие естественные науки. Образовался ряд пограничных наук: астрофизика, геофизика, биофизика, физическая химия и др. Физические методы исследования получили решающее значение для всех естественных областей знания. Все это позволяет сделать вывод, что наиболее целесообразно готовить преподавателей этого интегрированного курса на базе подготовки учителей физики и астрономии.
Студенты физических факультетов готовы к освоению всех предметов, составляющих курс «Вселенная». В соответствии с действующими учебными планами студенты по специальности П01.02.00 «физика и математика» получают подготовку и право преподавания физики, математики и астрономии в средней школе. Изучение смежных естественных наук — химии, биологии, географии — учебными планами не предусматривается. Но в этом, на наш взгляд, и нет необходимости. В вузах, специализирующихся на подготовке учителей средних общеобразовательных школ, вероятно следует ввести новый курс, раскрывающий концепцию современного естествознания, формирующий единое научное мировоззрение и целостное представление о картине окружающего мира.
Известный интерес представляет решение этой проблемы Ростовским государственным университетом. В этом учебном заведении для будущих учителей физики, готовящихся к преподаванию курса «Вселенная» вводится новый курс «Концепция современного естествознания». Курс может быть полезен всем выпускникам-педагогам, в том числе и гуманитариям. В интегрированном содержании курса заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления у студентов, которые свободны в оценке фактов и событий. Учебный процесс, построенный на интегративной основе, способствует возможности видеть нечто общее за внешне разнокачественными процессами, с одной стороны, а с другой — позволяет разрешить имеющее место в образовании противоречие между гуманитарной и естественнонаучной культурой. Связующим звеном различных подходов и направлений в концепции естествознания могут стать самоорганизация, термодинамика, теория динамических систем. Изучая этот или подобный ему интегрированный курс, студенты получают достаточную фундаментальную научную подготовку.
Необходимость методической подготовки будущих учителей физики к преподаванию курса «Вселенная» учтена на физическом факультете Витебского государственного университета при переработке программы по методике преподавания физики. На лекционных и семинарских занятиях анализируется структура и содержание курса, рассматриваются особенности преподавания вопросов естествознания на начальных этапах изучения с учетом возрастных особенностей учащихся.
Н. Зеленухо.