Андрей Фурсенко: Принципиально важно рассматривать образование и как инструмент инновационного развития и как социальный институт Печать
03.06.2010 08:31

Материалы к выступлению министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко на Правительственном часе в Государственной Думе Российской Федерации

г.Москва
2 июня 2010 года
Коротко остановлюсь на основных результатах работы Министерства с момента нашей прошлой встречи в формате Правительственного часа. Это было год назад (8 мая 2009 года).
Основное внимание за этот год Министерство уделяло интеграции науки и образования, а также их соответствию требованиям экономики и общества, запросам каждого гражданина. Другими словами - достижению современного качества в научно-образовательном секторе.
Говоря о качестве, следует начать с новых образовательных стандартов.
За прошедший год утвержден и зарегистрирован в Минюсте стандарт начального образования. Проект стандарта для второй школьной ступени сейчас проходит общественно-профессиональную экспертизу в соответствии с порядком, утвержденным Правительством. Завершается подготовка стандарта для третьей ступени школы.
Утверждены 405 из 567 стандартов НПО и СПО (247 из них - зарегистрированы в Минюсте).
Утверждены 154 стандарта бакалавриата, 163 - магистратуры, 107 - специалистов высшего образования. (Из них зарегистрировано в Минюсте 225).
На все утвержденные стандарты получены положительные санитарно-эпидемиологические заключения.
До конца 2010 года принятие стандартов будет завершено.
Уважаемые депутаты!
Хочу еще раз привлечь Ваше внимание к очень важной составляющей новых стандартов - условиям обучения. Это позволяет нам максимально эффективно применять недавно принятый закон о совершенствовании правового положения госучреждений (N 83-ФЗ). Стандарты фиксируют требования, которые должны быть выполнены в образовательных учреждениях, а значит, - четко определять норматив финансирования.
В работе над стандартами профессионального образования принимают участие работодатели, создана возможность "настроить" содержание образования на задачи конкретных производств, гибко менять образовательные программы адекватно изменениям технологий в производственном секторе.
Это одна из очень существенных сторон интеграции науки, образования и экономики.
Другая сторона - поддержка точек роста нового качества. Опираясь на результаты нацпроекта, мы за рассматриваемый период прошли серьезный этап построения современной системы ведущих российских университетов. Вчера на встрече в Санкт-Петербурге эти вузы учредили свою ассоциацию.
Принят закон об особом статусе крупнейших классических вузов страны - госуниверситетов Москвы и Санкт-Петербурга.
Распоряжениями Правительства сформирована сеть федеральных университетов. (Соответствующая концепция неоднократно обсуждалась, дорабатывалась и была одобрена Межведомственной рабочей группой по нацпроекту).
За этот год состоялось два конкурса среди вузов на статус национальных исследовательских университетов. На днях завершился второй отбор, в ходе которого определены 15 победителей. Всего этот высокий статус получили 29 учреждений (27 по конкурсу + 2 "пилота").
Государственная поддержка способствовала созданию на базе лучших вузов нового конкурентоспособного сектора научных исследований. Примечательно, что это движение - двустороннее: наряду с расширением сектора исследований в высшей школе стал все более востребованным образовательный потенциал научных организаций. Не случайно среди победителей второго конкурса - известный академический университет РАН. Нельзя не отметить и широкий географический охват сети: вузы-победители расположены в 13 регионах из разных федеральных округов, (не считая учреждений, которые включены в состав национального исследовательского ядерного университета - МИФИ).
На федеральном уровне в этот срок приняты все нормативные акты и рекомендации, необходимые для системной работы сети ведущих вузов. В том числе - постановление Правительства об оценке эффективности деятельности научных организаций и национальных исследовательских университетов.
Разработана необходимая нормативная база и на конкурсной основе начат эксперимент по внедрению прикладного бакалавриата, выводящий на новый уровень интеграцию обучения и производства.
Поддержка интеграции (и инноваций) стала приоритетом федеральных целевых программ, реализуемых Министерством, включая программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России".
На развитие и поддержку интеграции напрямую направлен и принятый в августе прошлого года закон о создании образовательными и научными организациями предприятий по внедрению достижений интеллектуальной деятельности. По состоянию на 28 мая в Министерство поступили уведомления о создании 337 хозяйственных обществ на базе 105 вузов. Планомерно ведется работа по снятию нормативных барьеров и созданию дополнительных стимулов для реализации закона. В вузах идет постановка на учет интеллектуальной собственности (наводится порядок в системе учета интеллектуальной собственности); развертываются программы подготовки специалистов в сфере инновационной деятельности.
В закон о федеральном бюджете заложены схемы, позволяющие учреждениям направлять доходы на создание хозяйственных обществ.
Ряд барьеров снят законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ. В частности, (бюджетные организации получили возможность самостоятельно распоряжаться доходами, использовать оборудование и иное имущество в работе создаваемых ими хозобществ.
Прорабатываются предложения по налоговым стимулам для инновационных предприятий.
Заработали поправки в Гражданский кодекс по вопросам интеллектуальной собственности.
Подготовлен проект закона по упорядочению системы фондов поддержки научной и инновационной деятельности (3 июня должен рассматриваться на заседании Правительства).
Инновационное развитие поддерживается не только институционально, но и ресурсно. С учетом созданной в рамках нацпроекта и федеральных целевых программ проектной базы мы издали три ключевых постановления Правительства, обеспечивающие кардинальное усиление интеграции образования, науки и производственного сектора.
Первое, мы стимулируем вузы к развитию своей инновационной инфраструктуры, которая будет способствовать созданию малых инновационных предприятий. На это мы предусмотрели 8 млрд рублей.
Второе, мы впервые даем субсидии предприятиям, внедряющим инновационную продукцию и заказывающим соответствующие разработки у вузов. На эти цели из федерального бюджета выделено 19 млрд рублей.
Третье, самое главное, - кадры. Мы даем ведущим ученым гранты на несколько лет для создания новых и обновления существующих научных школ. Здесь планируется затратить порядка 12 млрд рублей.
Эти механизмы позволят не только вернуть науку и практику в вузы, но оздоровить образовательный процесс. Только современная наука в вузе, ее полноценная интеграция с образованием и производством может вернуть творческую атмосферу в учебные аудитории и лаборатории, обеспечить формирование у студентов необходимых компетенций.
Уважаемые депутаты!
Вы хорошо знаете, что за последние годы в нашей стране сложилась очень непростая демографическая ситуация. В течение последнего десятилетия демографический спад в максимальной степени затронул общеобразовательную школу. Количество учеников уменьшилось на 40 %. Сейчас демографический кризис переходит в сферу профессионального образования. Если еще недавно мы наблюдали бурный рост числа студентов (вузов), то в ближайшие 3 года нас ожидает спад их числа как минимум на 2 млн человек. Это самым серьезным образом затронет как сеть учреждений профобразования, так и сотни тысяч работающих в них людей. И спад этот продлится до 2020 года.
Несмотря на демографический спад, финансирование образования и науки в последние годы устойчиво росло. И даже несмотря на финансовый кризис федеральные учреждения в этом году получили десятки млрд рублей дополнительного финансирования. В сравнении с 2004 годом годовые ассигнования на образование выросли более высокими темпами, чем инфляция, и приближаются к 2 трлн. рублей.
Недавний закон о совершенствовании правового положения госучреждений позволит более гибко и эффективно, чем в прошлые годы, использовать эти немалые средства. Значимый шаг в этом направлении был сделан в рамках приоритетного нацпроекта "Образование", и в особенности - его ключевого мероприятия, интегрирующего все механизмы нацпроекта. Я имею в виду поддержку региональных комплексных проектов модернизации образования.
Кроме того, в настоящее время подготовлено два законопроекта, позволяющих дополнительно повысить эффективность использования средств налогоплательщиков, направляемых на образование. Речь идет о том, что на получение бюджетного финансирования наравне с государственными смогут претендовать на конкурсной основе и негосударственные учреждения, которые реализуют порой не менее качественные и современные образовательные программы. Первый закон касается учреждений профессионального образования, второй - общего. Данные законопроекты проходят необходимые согласования.
(При внесении в Госдуму может быть рассмотрен вопрос об их объединении в связи со сходными предметами правового регулирования. Финансовое обеспечение гарантий качественного образования должно следовать за учащимся туда, где предоставляется лучшее образование, независимо от формы и принадлежности учреждения).
Через 5 лет демографический спад существенно затронет реальный сектор экономики, обостряя кадровый дисбаланс: нехватку нужных специалистов (с современными, востребованными квалификациями) при избытке невостребованных кадров и квалификаций.
В этих условиях задача интеграции образования и науки с производственным сектором становится еще более актуальной, и именно здесь мы делаем ключевые акценты, перестраивая работу Министерства в новой структуре. Организационную основу для этого мы берем из успешной работы в общем образовании.
Министерство считает, что аналогичный подход, (отработанный в общем образовании) - "деньги регионам в обмен на обязательства" - может быть успешно распространен на сферу профессионального образования. Мы подготовили предложение о запуске проекта, который направлен как на развитие в регионах системы подготовки и переподготовки кадров, так и - одновременно - на формирование новых рабочих мест в самой системе профобразования.
Предлагаемый проект опирается на то, что сегодня от власти каждого региона требуется умение поставить задачи взаимодействия системы образования с реальной экономикой применительно к конкретному субъекту Федерации на основе стратегии его развития, обеспечить такое взаимодействие, сконцентрировав все образовательные и иные ресурсы на решении общих задач инновационного развития региона.
Мы предлагаем предоставлять субсидии регионам на конкурсной основе под региональные проекты модернизации системы профессионального образования, предусматривающие следующие направления работы.
Первое. Внедрение инструментов прогнозирования совместно с работодателями потребностей в человеческих ресурсах, их распределения и квалификации при особом внимании к прогнозу потребностей в переподготовке, переквалификации уже работающих кадров.
Особое внимание требуется уделить в регионах динамике педкадров профобразования: Предстоит тщательно спрогнозировать изменение их профессиональной и квалификационной структуры, причем не только для сферы экономики, но и для социальной сферы, обеспечить необходимые программы их переквалификации и механизмы смены трудовых функций.
Второе. Функционирование и развитие на уровне учреждений, отраслей, регионов структур общественного управления. Они должны и корректировать образовательные программы на основе экономических прогнозов и привлекать к преподаванию людей из производственного сектора.
Тут потребуется и создание системы общественно-профессиональной аттестации выпускников работодателями. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: поступили предложения об общественном присвоении квалификации выпускаемым юристам.
Третье. В регионах должна быть разработана новая структура системы профобразования, программа развития сети учреждений, учитывающая весь имеющийся ресурс на территории региона, обеспечивающая его оптимальное использование, усиление связности системы.
При этом должно быть предусмотрено всемерное развитие результатов нацпроекта, максимальное использование потенциала победителей ПНПО, создание на их базе центров переподготовки, использование с максимальным КПД того материально-технического и ресурсного обеспечения, которое получено в результате нацпроекта (в т.ч оборудование, подготовка преподавательских кадров).
Четвертое. Регионы должны будут взять обязательства по развитию предпринимательства с участием вузовской науки. Здесь понадобится региональная поддержка различных форм интеграции образования, науки и производственного сектора. Немаловажными будут и совместные программы учреждений профобразования, поддерживающие академическую мобильность студентов и преподавателей.
Подчеркну, что речь идет о целостной системе вузовского и невузовского образования в регионе во взаимодействии со службами занятости, иными социальными службами и, конечно, федеральными органами.
Реализация предлагаемого мероприятия, по аналогии с комплексными проектами в общем образовании, предполагает поддержку регионов через субсидии, четкие обязательства регионов по реализации проектов, систему конкретных показателей их выполнения.
При этом считаем принципиально важным рассматривать образование одновременно как инструмент инновационного развития и как социальный институт, систему социальных лифтов, ставя во главу угла современное качество. Повышать ответственность не только за правильность использования бюджетных и внебюджетных средств, но и за полученные результаты. Этот подход позволит обеспечить иное качество регулирования в сфере образования и научных исследований в стране.

 

Источник © Министерство образования и науки Российской Федерации